Софт-стартеры

softstarterПлавный пуск и остановка электродвигателей – одно из важнейших направлений в автоматизации любого производства. Во-первых, отсутствие резких рывков продлевает срок службы любого мотора и связанных с ним механизмов, снижает ремонтные простои и расходы на обслуживание электрооборудования. А во-вторых, при постепенном наращивании мощности значительно снижаются пусковые токи. В случае моментального включения они в десятки раз превышают номинальный ток двигателя и, как правило, именно ими определяется необходимое сечение проводки, уставки защитных устройств, выделенная для предприятия пиковая мощность. То есть параметры, непосредственно влияющие на стоимость всего электрохозяйства и тарифы на электроэнергию.

Устройства для плавного пуска существуют уже больше века – практически с самого начала широкого применения трёхфазных электродвигателей переменного тока. На заре электрификации они представляли собой пусковые реостаты – с механически подвижными элементами, громоздкие, рассеивающие значительную мощность, а главное – требующие специальной конструкции двигателя (фазный ротор), повышающую его стоимость и снижающую надёжность. Щёточный механизм нуждался в постоянном обслуживании.

На смену реостатам пришли тиристорные регуляторы. С развитием полупроводниковой техники совершенствуются и устройства плавного пуска: снижаются их габариты, рассеиваемая мощность и уровень импульсных помех, добавляется всё больше интеллектуальных функций. Сегодня подобные аппараты (представленные у отечественных производителей, например, серией ДМС) являются микропроцессорными комплексами, обладающими всеми возможностями по управлению электродвигателями, их защите и диагностике. Поэтому всё чаще используется английское название софт-стартер.

Кроме плавного пуска и остановки с программируемыми параметрами, эти устройства осуществляют постоянный контроль тока всех обмоток статора, напряжение в каждой фазе и их последовательность. По току и напряжению процессор вычисляет сопротивление, а, следовательно, и температуру обмоток без специальных датчиков. По динамике изменения пускового тока оценивается механическая нагрузка на валу, что немаловажно для диагностики и обслуживания. Отпадает необходимость в какой-либо (кроме самого стартера) релейной и защитной арматуре.

2014-04-10