Электрические, термические и изоляционные измерения двигателей и моторов

Тестер изоляции + тепловизор = два незаменимых помощника.

На многих производственных мощностях инженеры пытаются максимально увеличить срок службы двигателей, поскольку их замена ведет к значительным как трудовым, там и денежным затратам. Для устранения неполадок в двигателях и приводах используются три инструмента: тестер электрических параметров, тестер изоляции и тепловизор. При их совместном использовании тепловизор позволит определить потенциально проблемные участки оборудования, а тестер изоляции и мультиметр помогут установить причину неисправности.

Портативный тепловизор типа Fluke Ti30 может хранить изображения различных моторов (мощностью от 1000 л.с. до 5). Тепловизор – это хороший инструмент для выборочного контроля, который позволяет быстро найти перегреваемые участи панели управления или двигателя. Это поможет обнаружить неисправный элемент уже при первом осмотре оборудования, определить разбаланс фаз, плохое соединение контактов, аномальный нагрев источника питания.

Тестер изоляции (например, Fluke 1587) позволяет проводить множество других измерений для обнаружения неполадок двигателя. Если он работает неисправно, необходимо проверить напряжение питания, затем провести тестирование изоляции для проверки работы стартера и контактов цепи управления, а также для измерения сопротивления изоляции цепей нагрузки и питания и сопротивлении обмотки фаза-фаза и фаза-земля.

Термоизмерения

Тепловое изображение двигателя может много рассказать о качестве и условиях работы оборудования. Если двигатель перегревается, обмотка быстро вырабатывает свой ресурс. В действительности, каждое увеличение рабочей температуры обмотки на 10 градусов выше максимального допустимого уровня сокращает срок службы изоляции на 50%, даже если перегрев оказывается временным явлением.

Если температура в центре корпуса двигателя поднималась слишком высоко, сделайте несколько термоснимков и точно определите источник нагрева (например, обмотка, подшипники или штуцер). Существует 3 первичных причины перегрева, обычно, это поверхности высокорезистивных контактов, соединители или контакты коммутаторов. Как правило, очаги высокого сопротивления имеют высокую температуру, которая снижается при удалении от очага.

Любой дисбаланс нагрузки выглядит одинаково нагретым по всей фазе или части перегруженной цепи. Дисбаланс гармоник создает аналогичный термоимидж. Если весь проводник нагрет, причиной может оказаться малое сечение провода или повышенная нагрузка.

Неисправные компоненты обычно выглядят холоднее, чем другие аналогичные им. Типичным примером здесь может служить перегоревший предохранитель. В электросхемах с двигателями это может привести к однофазному состоянию, и, как результат, повреждению двигателя. 

Термоизображение привода с перегретым контактом А и В фазы. Изображение не дает возможность установить причину, это может быть нагрузка или дисбаланс.

Тепловизор указывает на перегрев подшипника (или прокладки) на насосе. Доступ к подшипнику ограничен, но его перегрев очевиден при сравнении с температурой корпуса.

Измерение сопротивления изоляции

Проблемы с изоляцией двигателей или приводов обычно связаны с их неправильной установкой, загрязнением окружающей среды, механическими ударами или устареванием. Тестирование изоляции можно использовать при регулярном обслуживании оборудования для определения степени износа инструментария, а также при установке оборудования для проверки ее безопасности и эффективности. При обнаружении причин неисправностей тест изоляции может оказаться недостающим звеном для быстрого возврата оборудования в эксплуатацию посредством простой замены кабеля.

При тестировании подается постоянное напряжение на систему электроизоляции, и производится измерение тока. Прибор рассчитывает и отображает на дисплее сопротивление изоляции. Обычно, тест проверяет высокое сопротивление изоляции между проводником и землей или высокое сопротивление между соседними проводниками. Простыми примерами могут служить измерения изоляции между обмоткой двигателя и рамой или же проверка сопротивления фазовых проводников сварных труб и кожуха.

Мультиметры-тестеры изоляции комбинируют различные измерительные функции для тестирования двигателей, приводов и поиска неисправностей от базовых измерений до измерения температуры контактов. Ключевое отличие приборов заключается в том, что измерения сопротивления изоляции проводятся в сетях с выключенным питанием, в то время как другие измерения электрических и температурных параметров проводятся на работающем оборудовании.

2009-09-01